ЛОРЕНЦ (Lorenz), Конрад
(1903 - 1989) - австрийский биолог и зоопсихолог, один из
основателей этологии. Окончил Венский ун-т (д-р медицины, 1928; докт. степень
по зоологии, 1933). Один из основателей журнала "Zeitschrift für
Tierpsychologie», ставшего ведущим изданием по этологии (1937). В 1950 г. вместе с Э. фон
Хольстом основал в ФРГ Институт физиологии поведения, который стал одним из
главных этологических научных центров. В 1961-1973 был его директором. В 1973 г. был удостоен
Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с К .Фришем
и Н.Тинбергеном) за исследования индивидуального и группового поведения
животных. После
отставки Л. вернулся в Австрию и возглавил отдел в Институте сравнительного
изучения поведения Австрийской АН, а с 1982 г. - Konrad-Lorenz-Institut der
Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Вместе с Н. Тинбергеном основал
этологию как науку, разрабатывал этологические подходы к психологии человека и
к анализу социокультурных проблем и опасностей, которые несет для человечества
современная техническая цивилизация. Являясь одним из основателей эволюционной
эпистемологии (очень влиятельного направления в современной философии знания),
много занимался психологией познавательной деятельности. Этологическая теория
Л., созданная в 1930-е гг., в ряде моментов напоминает психоанализ З. Фрейда,
хотя при ее создании он относился к идеям Фрейда резко отрицательно и только
позже признал значительное сходство их взглядов в разделе теории мотивации. В
1950-е гг. Л. видоизменил свою этологическую концепцию, перестав делить
поведение на врожденное и приобретенное. Но настаивал
на существовании характеристик поведения, закрепленных генетически и не
способных адаптивно изменяться в результате научения. Он утверждал, что
научение основано на сложных генетических программах, и что поведение человека
также базируется на врожденных генетических программах, которые гораздо
сложнее, чем у животных, и что наличие этих программ обеспечивает способность к
культурному развитию. Главные итоги исследований Л. в области механизмов
научения, психологии и эволюционной эпистемологии в 1940-60-е гг. содержатся в
его книге "Обратная сторона зеркала (Die Ruckseite des Spiegels,
München, 1973). Основной тезис Л. состоит в том, что врожденные формы
восприятия и мышления, которые Кант называл априорными, и весь познавательный
аппарат человека в целом - есть продукт эволюции путем естественного отбора, и
что рассмотрение особенностей этой эволюции необходимо для понимания принципов
функционирования этого аппарата и процесса познания. Согласно Л., ряд
когнитивных функций, закрепленных генетически в ходе эволюции, являются
предпосылками к лингвистическим способностям и символическому мышлению. Особое
место занял у Л. анализ агрессивного поведения, которому он посвятил книгу «Так
называемое зло» (Das Sogenannte Bose, Wien, 1963), вызвавшую бурную полемику,
не утихающую до сих пор. Изложив в ней этологические представления о врожденных
механизмах агрессивного поведения у животных, сводящих к минимуму вероятность
нанесения физического вреда. Л. утверждал далее, что агрессивное поведение у
человека так же имеет врожденную основу, обладает спонтанностью и активно ищет
своего выхода, если долго не проявлялось, и поэтому его нельзя исключить только
путем воспитания и изменения внешних условий. Он показывает, что агрессивное
поведение и его мотивация включены во все другие подсистемы поведения, в том
числе связанные с творчеством, исследовательской активностью, любовью и
дружбой. Беды, связанные с агрессией Л. объясняет сбоем врожденных механизмов,
выработанных в ходе антропогенеза, когда человек стал быстро изменять условия
своего существования (изобретение оружия, резкие изменения в социальной
организации, появление массовых идеологий и др.). Л. считает, что наиболее
эффективное средство контроля над агрессивным поведением - сознательное
использование механизмов, выработанных биологической эволюцией, которые
переводят агрессию в безопасное и даже полезное русло (переадресация
агрессивного поведения, его сублимация и культурная ритуализация, по аналогии с биологической). Позднее Л. продолжал разрабатывать тему
противоречия между природной конституцией человека, определяющей врожденные
закономерности его поведения, и условиями, порожденными технической
цивилизацией, посвятив этому много статей и две книги: «Die acht Todsunden der
zivilisierten Menschheit», 1973 (в рус. пер.: "Восемь смертных грехов цивилизованного
человечества"/ «Вопросы философии», 1992, №3) и «Der Abbau des
Menschlichen», 1983 («Упадок человеческого»). Однако Л. надеялся, что человечество
справится с этими проблемами благодаря врожденной способности ощущать ценности,
независимо от того, связаны ли они с генетически запрограммированными или с
культурными нормами поведения. Будучи истовым дарвинистом, Л., тем не менее,
предполагал, что наши врожденные чувства красоты, гармонии и добра не являются
только следствием естественного отбора, т. к. имеют и самостоятельное
неутилитарное значение. В рус. пер.
также издано: «Кольцо царя Соломона», М., 1970, 2002; «Человек находит друга»,
М., 1971; 1992; 2001; «Агрессия (так называемое зло)», 2001.
Е.А. Гороховская